Проезд автомобиля через пески: рекомендации

 

Движение через пески очень затруднительно как для водителя, так и для автомобиля. При таком движении возможно «закапывание» колес в песок. Ведь определить характер песка относительно трудно, потому что его гладкая поверхность не дает правильного представления о том, что делается в его глубине. Движение через пески требует поэтому большого навыка, осторожности, а также решительности.

Если перед водителем окажется какой-то участок сухого песка, то не надо выезжать на него без остановки. Необходимо выйти из автомобиля и установить глубину песка. Можно принять, что если ступни ног вязнут выше краев туфель, то песок очень вязкий и проехать через него невозможно. Необходимо искать другую дорогу. Если водитель отгребет верхний слой и там обнаружится твердое основание, то такой участок можно пытаться проехать с разгона. При остановке на таком участке вновь двинуться с места иногда бывает невозможно.

Если песок сырой, то двигаться по нему становится намного легче и колеса катятся преимущественно поверху. При этом следует ехать достаточно быстро, потому что малая скорость приводит к зарыванию колес, а если автомобиль остановится, будет очень трудно вновь привести его в движение.

Въезжая на песчаный участок дороги, следует предварительно включить соответствующую низшую передачу и не менять ее в течение всего времени проезда этого участка. Смена передачи в таких условиях кончается обычно остановкой автомобиля и увязанием колес. Поэтому лучше включить заниженную передачу, чем хотя бы даже немного завышенную. Иначе для замены и ремонта в этом источнике или на других ресурсах придется искать запасные части для своего автомобиля.

Никогда не надо ехать до полной остановки и закапывания ведущих колес, потому что этим мы создадим безнадежное положение. Ошибочно думать, что можно тронуться с места там, где нельзя было проехать с разгона.

Очевидно, при таких тяжелых условиях водитель вынужден применить вспомогательные средства. Для этого следует подкопать передние и задние колеса, чтобы они не встречали большого сопротивления, приподнять их и положить под них обломки деревьев, доски, сучья, камни и даже куски ткани, коврик от автомобиля или хотя бы газету. Колеи за колесами нужно «вымостить» подобным же способом и установить передние колеса в строго прямом направлении. Затем следует попытаться выехать назад по собственным следам, с которых надо удалить песок вплоть до твердого основания. Трогать с места надо при достаточно больших оборотах вала двигателя, но так, чтобы не вызвать буксования колес на месте. Если маневр не удался, необходимо сейчас же прекратить попытку, снова подложить твердые предметы под колеса, поправить колеи и снова подкопать за колесами. Другого выхода нет. Помощь людей в таких случаях очень ценна, но она не всегда бывает достаточной, и тогда остается единственное — прибегнуть к помощи лошадей или трактора.

При проезде через песчаный участок грунтовой дороги надо стараться найти твердые места. Каждый кустик травы, каждая горстка камешков, каждое темное пятно влаги — все это ценная помощь при проезде. Направить автомобиль надо так, чтобы проехать по этим местам хотя бы правыми или левыми колесами, не отклоняясь намного от прямой линии движения. Такие островки твердой поверхности позволят нам повысить скорость, потерянную при проезде через рыхлый песок, а это увеличение скорости обеспечит возможность преодоления нового песчаного участка дороги.

Когда мы съезжаем с твердой поверхности дороги на песок только одной стороной, то автомобиль сразу начинает тянуть в сторону того колеса, которому песок оказывает большое сопротивление. Водитель должен быть готовым к такой неожиданности и немедленно отреагировать поворотом рулевого колеса, чтобы предупредить занос автомобиля. Занос транспортного средства в сторону на большой скорости представляет серьезную опасность, поэтому следует избегать заезда в песок только одним колесом, надо направлять автомобиль туда сразу обоими колесами, крепко удерживая рулевое колесо руками.

При движении по песку обычно используют полную мощность двигателя. Поэтому нужно внимательно следить за указателем температуры охлаждающей воды и указателем давления масла. При первых признаках перегрева двигателя следует остановиться на ближайшем удобном месте, лучше в тени и, остановив двигатель, дать ему остыть.

Торможение в песке очень эффективно, потому что колеса, зарываясь в грунт, толкают перед собой вал песка. Легкое торможение превращается в сильное, а сильное в очень резкое и грубое. Тормозной путь значительно сокращается, поэтому быстрое торможение очень успешно помогает избежать дорожно-транспортного происшествия. Боковой занос при сильном торможении не проявляется, поэтому его можно не опасаться.

И, наконец, последнее замечание. Если водитель окажется в вязком песке в действительно трудном положении и не сможет выехать, надо спустить воздух в шинах до давления, равного половине нормального давления. Шины расплющатся и обеспечат нам выезд из песка или проезд через песчаный участок дороги даже в том случае, когда другие средства не помогли. Конечно, как только мы выберемся из песка, надо накачать шины воздухом до нормального давления, иначе их можно повредить. Способ этот следует использовать только тогда, когда другие средства не помогают, так как он очень вредно отражается на сроке службы покрышек.