Трудности при движении по бездорожью на автомобиле

движение по бездорожью

Как известно, движение по бездорожью в отличие от езды по грунтовым дорогам заключается в преодолении пересеченной местности по линии, максимально приближенной к прямой, ведущей непосредственно к цели. Поэтому приходится ехать по той поверхности, какая попадает под колеса, к этому надо еще прибавить другие препятствия, которые также приходится учитывать. Следует знать, что такая езда происходит преимущественно по бездорожью в основном непригодной для проезда на обычном легковом или грузовом автомобиле.

Не надо забывать, что автомобиль, не сконструированный специально для движения по бездорожью, не должен использоваться для таких целей и от него нельзя ожидать безотказной работы в таких условиях. Поэтому поездки по такой местности можно совершать только в исключительных случаях, будучи вынужденным к этому абсолютной необходимостью. Опытный водитель сумеет и тут найти выход и успешно преодолеет пересеченную местность, не повредив автомобиля.

Если движение по грунтовым дорогам требовало от водителя очень быстрой ориентации и решительности, то движение по бездорожью требует от него тех же усилий, но увеличенных по меньшей мере двукратно. Водитель должен с первого взгляда на местность оценить ее и притом безошибочно, чтобы выбрать, не останавливая автомобиля, наилучший путь. Припомним, что уже при скорости 40 км/ч автомобиль проезжает свыше 11 м в секунду, поэтому у водителя нет времени на разглядывание местности и раздумье. Надо выбирать дорогу немедленно, молниеносно. Это надо решать не только 1 раз, но все время беспрерывно, потому что автомобиль беспрерывно меняет свое положение на местности. От удачного выбора дороги зависит иногда возможность преодоления трудных мест, а от быстроты решения — направление автомобиля на наилучший путь при данных условиях.

Многие водители при движении по бездорожью на обычном автомобиле получают большое удовлетворение от преодоления трудностей, считая это спортивной тренировкой. С этим можно согласиться, но при условии, что такое движение будет проводиться очень осторожно, без риска, без повышенного износа автомобиля и без повреждения шин или рессор. Несомненно, наличие определенного навыка вождения автомобиля по пересеченной местности облегчит впоследствии не раз положение водителя в трудных условиях бездорожья. Поэтому опытный водитель не отступает перед участком открытой местности, особенно если она не слишком тяжела и опасна для проезда автомобиля. Следует отметить, что тренировка на бездорожье дает хорошую выучку, без которой водитель никогда не станет полноценным. Освоение езды по местности особенно важно для водителей автомобилей, работающих на землеустройстве, в геологических разведочных отрядах, на лесозаготовке, на всякого рода строительствах и т. д.

В чем заключается наблюдение за дорогой и принятие решений? Водитель должен тщательно обдумывать план проезда ближайшего участка не только на расстоянии нескольких метров, а на расстоянии нескольких десятков и даже нескольких сотен метров. Планировать проезд нужно так, чтобы не ставить для себя слишком трудных задач. Составлять план нужно безошибочно и не менять принятого решения в последний момент, разве только в тех случаях, когда от этого зависит безопасность движения.

Опытного водителя не остановит ни ров, ни ручей, ни борозда, ни поле, ни лес. Проедет он через трудные места безопасно и спокойно.

Тренировку следует начинать на более легкой местности. Хорошо для этого пробовать ездить в редком лесу, через поляны и по паровому полю. С приобретением некоторого навыка следует перейти на более трудную местность — лес, не слишком глубокие рвы и канавы, глубокий брод. Только приобретя более значительный навык, можно безбоязненно пробовать переезжать глубокие рвы, густой лес, высокую траву и глубокие борозды. По мере увеличения опыта следует повышать скорость движения, которая вынуждает водителя научиться быстро ориентироваться и внезапно тормозить перед неожиданными препятствиями. Водитель будет тогда в достаточной степени опытным, когда он не будет испытывать трудностей при езде по бездорожью и сможет безошибочно определять трудности преодоления препятствий. Но в случае повреждений автомобиля
автозапчасти на корейские автомобили в Алматы всегда можно приобрести на выгодных условиях через официальный сайт продавца комплектующих.

Не следует легкомысленно устремляться на препятствие, непреодолимое для обычного автомобиля. Никогда не надо рисковать и пытаться преодолеть трудную местность любой ценой. Такой риск может быть оправдан только исключительными обстоятельствами, когда повреждение автомобиля и опасность отходят на второй план по сравнению с целью поездки.

Рассмотрим в общем способы преодоления некоторых препятствий на местности. Начнем с брода.

Перед въездом в воду следует обязательно выйти из автомобиля и тщательно определить глубину брода и какое у него дно. Если глубина не превышает половины диаметра колес автомобиля, а дно твердое и каменистое, тогда можно безбоязненно въехать в воду и без труда преодолеть брод. Если же глубина большая и двигатель может быть залит водой или могут увязнуть колеса, следует отказаться от переезда брода и поискать другую дорогу.

Особое внимание следует обратить на берега, которые могут ока- ваться настолько крутыми, что без подкапывания невозможно-будет выехать из брода. Не надо забывать, что съехать вниз легко, но потом придется снова подниматься вверх. В такой ситуации некоторое преимущество имеют автомобили с приводом на передние колеса.

Нельзя въезжать в воду с разгона, так как от этого поднимается волна, которая зальет и остановит двигатель именно тогда, когда он более всего необходим — посередине брода. Кроме того, быстрое и сильное течение воды может вызвать повреждение вентилятора, а тот, в свою очередь, может повредить радиатор.

Если несмотря на все меры предосторожности автомобиль все же остановился среди брода, не следует применять напрасные усилия, которые вызовут только дальнейшее увязание автомобиля, надо сразу обратиться за помощью. Необходимо сделать это быстро, так как течение воды все время подмывает дно под колесами и автомобиль будет опускаться все’ глубже.

Если дно неровное и плохо исследовано, то рисковать и въезжать в воду нельзя, так как это грозит не только увязанием, но и несчастным случаем, если автомобиль неожиданно провалится в непредвиденную яму. Попытки выбраться из затонувшего автомобиля могут оказаться напрасными.

Жнивье представляет собой прекрасную поверхность для езды. Но иногда оно скрывает неожиданности в виде провалов или углубленных борозд, однако эти препятствия легко заметить. Поэтому по жнивью можно ехать сравнительно быстро.

О преодолении грязи и топей при езде по грунтовым дорогам мы уже знаем. При движении по местности преодолевать болота намного труднее, потому что через них не проложены дороги и нет никаких указателей о возможности проезда. Лучше избегать всякого рода болот и трясин, которые могут оказаться настоящей западней для автомобиля.

Наконец, о переезде через рвы и канавы. Тут наилучший совет водителю подскажет его опыт, потому что нет никакого общего рецепта, который можно применять во всех случаях.

Когда ров не слишком глубок, но достаточно широк, переезд через него не представляет больших трудностей. Наоборот, если ров узкий и глубокий, то переехать через него иногда бывает невозможно. Нельзя ни в каком случае переезжать рвы наискось, потому что автомобиль при этом может опрокинуться. Следует проверить, не обопрутся ли выступающие спереди или сзади части кузова о края рва, потому что колеса автомобиля повиснут тогда в воздухе. Единственным способом, облегчающим проезд в этих условиях, является предварительное подкапывание краев рва для их сглаживания. Это обычно дает положительные результаты. Во всех случаях через рвы необходимо переезжать очень медленно, на первой передаче и под прямым углом. Нельзя преодолевать рвы с разгона, потому что это грозит ранением или даже гибелью водителю и пассажирам, а самое меньшее повреждением автомобиля.

Обращаем внимание на то, что привод на все колеса можно включать только после остановки автомобиля. Обычно при этом включают также демультипликатор. После его включения заметно сильное сопротивление, проявляющееся при крутых поворотах, вызываемое разницей в длине пути, задних и передних колес. Поэтому никогда не надо применять привод на все колеса при движении по дороге с твердым покрытием, потому что можно повредить силовую передачу автомобиля.

При остановке автомобиля иногда возникает затруднение при выключении привода на все колеса, потому что рычаг может заесть. Достаточно, однако, осадить автомобиль на несколько метров назад и затруднение с выключением привода исчезнет.

Во всех случаях движения по местности необходимо соблюдать осторожность и быть рассудительным. Кроме того, нельзя забывать о внимательном наблюдении за двигателем, который при этом часто перегружается и работает длительное время на полную мощность. В случае перегрева двигатель надо немедленно остановить и дать ему остыть.

Остается еще сказать о движении по бездорожью в ночное время. Такая езда имеет мало смысла: помимо большого риска, создаваемого отсутствием возможности просмотра местности на отдаленное расстояние, затруднено обнаружение препятствий, которые предстают в обманчивом виде и зрительное восприятие которых приводит к ошибкам. Кроме того, водителю угрожает постоянная и серьезная опасность заблудиться, потому что сохранить нужное направление движения при отсутствии видимости необычайно трудно. Нельзя забывать о том, что по местности не проходит ни одна дорога, нет наезженной колеи и не видно направления. Поэтому движение по бездорожью ночью может проходить только в исключительно необходимых случаях.

Известные уже предосторожности при проезде на туристском автомобиле по грунтовой дороге относятся также полностью к езде по местности только в многократно увеличенной степени. Туристский автомобиль не сконструирован и не приспособлен для использования его на местности. Для этих целей существуют специальные автомобили-вездеходы с приводом на все колеса, преимущественно трехосные, т. е. с шестью колесами. Вездеходом, полностью приспособленным для езды по бездорожью, является, однако, только гусеничный автомобиль. Кроме тракторов, самоходных военных машин, военных автомобилей- вездеходов и аварийных машин, мы в повседневной жизни таких автомобилей не встречаем.