Включение свет фар автомобиля в городе: рекомендации водителям

Как известно, в момент, когда зажигаются уличные фонари, водители обязательно должны включать ближний свет фар. Однако рекомендуется включать их несколько раньше, как только начнет темнеть, так как в сумерки автомобили видны плохо, что повышает опасность. Включать огни следует также во время тумана или сильной метели.

Одной из наиболее распространенных ошибок является движение ночью с незажженными передними фонарями. Для водителя, едущего с противоположной стороны, такой автомобиль выглядит, как мотоцикл без коляски. Неосвещенная половина автомобиля представляет собой особую опасность при разъезде.

На достаточно освещенных улицах водители могут включать габаритные огни (называемые также городскими). Эти огни не освещают дорогу, а только определяют положение автомобиля. Однако если улица освещена в недостаточной степени, водители должны включать ближний свет фар, разумеется, правильно отрегулированный, с тем чтобы не ослеплять водителей, едущих навстречу. В любом случае необходимо вести автомобиль с такой скоростью, чтобы суметь его остановить на расстоянии, на которое мы видим дорогу перед автомобилем, освещенную уличными фонарями или ближним светом фар автомобиля. Например, определяем, что в конкретной ситуации мы хорошо видим дорогу перед собой на расстоянии 25 м, причем дорога сухая и шероховатая. Мы знаем, что в данных условиях путь торможения автомобиля (вместе с путем реакции водителя) составляет около 23 м для скорости около 40 км/ч. Поэтому мы должны ограничить скорость до указанной нормы, чтобы суметь остановить автомобиль на достаточном расстоянии от препятствия, видимого в темноте.

Многие водители считают, что даже на хорошо освещенных улицах безопаснее ездить с включенным ближним светом фар. Однако это не так. Обычно ближний свет фар освещает дорогу сильнее, чем уличные фонари. В результате возникает контраст между участком дороги, освещенным фарами автомобиля, и дорогой перед этим участком вне радиуса действия ближнего света фар. В таком случае водитель отчетливо видит только участок дороги, освещенный ближним светом фар, а остальная дорога становится неразличимой на темном фоне. Поэтому необходимо ограничить скорость так, чтобы можно было остановить автомобиль в пределах освещенного и отчетливо видимого участка дороги. При использовании габаритных огней на хорошо освещенной улице водитель может видеть дорогу на значительном расстоянии, нередко на много десятков и даже сотен метров, и поэтому может развивать значительную скорость. Тем не менее, вопреки убеждению некоторых водителей использование ближнего света фар на хорошо освещенной улице (в соответствии с правилами дорожного движения) позволяет сохранить лучшую видимость дороги, чем использование габаритных огней.

Некоторые непримиримые недовольные и профессиональные критики правил дорожного движения выдвигают аргумент, что не существует официального определения достаточно и недостаточно освещенной дороги. Из-за трудности такого определения нужно исходить из здравого рассудка и под видом индивидуальной оценки освещения «не вредить» правилам дорожного движения. Если дорога освещена часто размещенными ртутными лампами, то она, определенно, освещена хорошо. Если на дороге стоят редкие лампы накаливания или фонари, освещение является недостаточным

Правилами дорожного движения разрешается выключать фонари автомобиля во время его стоянки в хорошо освещенном месте. Однако в таком случае водитель должен быть уверен, что освещение останется включенным в течение всего времени стоянки автомобиля. Это особенно важно в случае, если, например, свет, падающий с освещенных витрин магазинов, выключают после закрытия магазинов, или фонарь, под которым стоит автомобиль, гасят в ночное время после снижения интенсивности движения. Если водитель не уверен, что его автомобиль в течение всего времени стоянки будет освещен светом, падающим снаружи, он должен для безопасности оставить включенным свет в автомобиле.

Правила дорожного движения различают габаритные и стояночные огни или огни, светящие только на одной стороне автомобиля со стороны проезжей части. Некоторые автомобили имеют отдельные положения выключателя света для раздельного включения левых и правых габаритных огней. При стоянке у края дороги по правилам следует включать габаритные фонари впереди и сзади. Встречаются легковые автомобили, которые имеют с обеих сторон одинаковые фонари с белым светом впереди и красным или желтым сзади. Именно эти фонари, зажигаемые со стороны проезжей части, служат для обеспечения соответствующего стояночного освещения.

У современных автомобилей имеется, кроме того, белый или желтый фонарь сзади автомобиля, загорающийся при включении заднего хода. Этот фонарь можно включать только при движении назад. Он служит не только для предупреждения о движении автомобиля задним ходом, но и для освещения дороги, что позволяет водителю до некоторой степени различать ее.

Правилами дорожного движения разрешается предупреждать других участников движения, следовательно, и пешеходов кратковременным включением света фар, но только ближнего света фар. Использование для предупреждения дальнего света фар во многих случаях может вызвать ослепление как пешеходов, так и водителей автомобилей, движущихся навстречу Опытные водители вообще редко используют на улицах города предупреждение светом фар. Если водитель может днем управлять автомобилем без использования звукового сигнала, то он сумеет и вечером ездить без предупреждения светом, который всегда в определенной степени ослепляет других, внося неудобство в дорожное движение.

И в заключении полезная информация для водителей грузовых автомобилей. В столице 5 мая 2021 г. введены ограничения для автомобилей более 3,5 тонн, въезжающих на МКАД, им необходимо регистрировать в РНИС Москвы, получать пропуска, после чего появится возможность движения по кольцевой дороге.