Движение автомобиля с горы: особенности и меры предосторожности
Вопреки распространенному среди водителей мнению, движение с горы намного труднее и опаснее, чем движение в гору. Поэтому следует при движении с горы управлять автомобилем не только аккуратно и очень уверенно, но и прежде всего не допускать чрезмерного разгона автомобиля. Принято следующее очень верное правило для определения скорости при спуске с горы: съезжать под гору надо со скоростью, не превышающей скорости, с которой бы мы въезжали в гору на том же подъеме; при спуске следует использовать ту же передачу, что и при подъеме.
Некоторые малосведущие водители, видя перед собой при спуске длинный прямой отрезок, позволяют себе разогнать автомобиль до высшего предела. Когда же им потом приходится тормозить перед поворотом, положение становится очень небезопасным; тормоза, перегруженные торможением на спуске, не действуют так исправно, как в нормальных условиях; передача не переключена на низшую, торможение двигателем поэтому недостаточное; автомобиль стремительно мчится к катастрофе.
Только первые переживания такого рода приводят легкомысленного водителя в чувство. Опыт, приобретенный таким способом, может, однако, стоить слишком дорого. Исключение из основного правила спуска на небольшой скорости можно допустить только в случае, когда водитель имеет большой опыт и дорога спускается вниз совершенно прямо, а потом также прямо поднимается в гору. Но водитель должен иметь при этом полную уверенность, что на дороге нет никаких препятствий, что не возникает необходимости в торможении. Только при этих условиях он может позволить себе сильнее разогнать автомобиль, зная, что это поможет въехать в гору.
В горных условиях следует спускаться с включенной передачей, что обеспечивает торможение двигателем (за исключением двухтактных двигателей, которыми тормозить не следует). Нельзя забывать, что у автомобилей, оборудованных тормозами с гидровакуумными усилителями, называемыми сервотормозами, выключение двигателя дельет торможение практически невозможным.
При крутых спусках следует соблюдать особую осторожность. Может случиться, что включенная перед началом спуска передача оказалась завышенной и она не сможет обеспечить достаточно надежное торможение двигателем. В этом случае надо немедленно, без раздумий сменить передачу на низшую. Передачу эту водитель должен включить обязательно, можно сказать, любой ценой, даже при сильном скрежете в коробке передач. Упущение или опоздание с этим маневром может привести к безвыходному положению, кргда водитель уже будет не в состоянии затормозить автомобиль, разгоняющийся все сильнее и сильнее.
Переключая передачу на низшую, водитель должен применить двойное переключение с достаточно сильным увеличением числа оборотов коленчатого вала двигателя на переходе через нейтральное положение. Маневр надо выполнять очень быстро, намного быстрее, чем при движении по равнинным дорогам, потому что автомобиль стремительно разгоняется. Если двойное переключение не удалось, не надо повторять попытку, нужно немедленно включить низшую передачу простейшим способом, не обращая внимания на скрежет в коробке передач: выжимать только сцепление. Все это необходимо делать быстро, как можно быстро — вот важнейшее условие при смене передач» на низшую во время спуска с крутого подъема.
Наилучший способ переключения передачи на низшую при необходимости такого переключения — это сильное притормаживание тормозом и выполнение переключения передачи на уменьшенной скорости. Торможение следует выполнять достаточно сильно и решительно, потому что нерешительность может невыгодно отразиться на успехе маневра. Внимание! Избегайте заноса.
Рассмотрим в общих чертах торможение в горах посредством тормозов. Без разъяснения понятно, что при спуске с горы торможение труднее, тормозной путь длиннее, чем на равнинной местности. Тормоза должны выполнить очень трудную задачу, с которой они не всегда могут справиться. Современные автомобили имеют в основном очень надежные тормоза, но и они при длительном торможении на уклоне иногда могут отказать, особенно гидравлические тормоза.
Как известно, при торможении кинетическая энергия автомобиля превращается в тепловую энергию, которая затем поглощается атмосферой. Тормозные колодки, барабаны и диски вследствие, этого при торможении нагреваются тем сильнее, чем сильнее и длительнее мы тормозим. Нагревание вызывает расширение барабанов, снижение фрикционного действия тормозных колодок в дисковых тормозах, а что хуже — нагревание трубопроводов гидравлического привода. В результате нагревания тормозной жидкости в трубопроводах образуются газовые пузырьки, называемые газовыми пробками, которые вследствие своей упругости ухудшают исправность действия тормозной системы. При нажиме на тормозную педаль до упора она проваливается без сопротивления и тормозного эффекта не создается. Такое «поведение» тормоза может так сильно озадачить неопытного водителя, что он потеряет власть над автомобилем и произойдет авария. Практикой это неоднократно подтверждалось.
Есть ли из этого положения выход? Оказывается, есть. Водитель должен быть всегда готов к появлению газовых пробок в приводе гидравлических тормозов. Если первый нажим на тормозную педаль не даст результата, он должен, не размышляя, освободить педаль и нажать на нее второй, третий, четвертый раз… В результате тормоз начнет действовать. Достаточно, однако, освободить педаль на несколько секунд, как опять возникает необходимость в многократном нажиме на педаль. Это обстоятельство сильно осложняет спуск на серпентинах, разделяемых несколькими стометровыми полосами прямой дороги. Тогда перед каждой серпентиной возникает необходимость «качать» тормозную педаль. Это может так утомить водителя, что он в конце концов окажется не в состоянии достаточно быстро нажимать на педаль. Единственный полезный совет при такой ситуации — остановиться и отдохнуть. В результате этого охладятся также тормоза, что вернет им прежнюю надежность действия.
Зная о повышенной чувствительности гидравлических тормозов к нагреву, водитель, собирающийся в поездку по горным дорогам с длин- яыми и крутыми спусками, должен залить в свой автомобиль специальную тормозную жидкость, нечувствительную к повышению температуры, при применении которой газовые пробки не образуются даже при значительном нагреве. Следует здесь заметить, что в Польше нет горных дорог такой протяженности и такой крутизны, которые потребовали бы применения специальной тормозной жидкости. Такая необходимость может появиться только при путешествии в горные страны.
Если по тем или иным причинам возникли такие обстоятельства, что торможение двигателем и ножным тормозом не дает результатов, следует использовать ручной тормоз как последний резерв. Тормозить им надо сильно и резко, потому что его фрикционные поверхности быстро изнашиваются, и он перестает действовать эффективно. Это понятно, так как ручной тормоз в принципе не предназначен для торможения автомобиля при движении, а только для удержания автомобиля при стоянке, когда фрикционные части тормозного механизма находятся в неподвижном состоянии. Поэтому водитель должен так использовать ручной тормоз, чтобы он при необходимости смог затормозить автомобиль. Очевидно, в таком случае нельзя не учитывать возможности повреждения тормоза, однако лучше в последующем понести небольшие расходы на его ремонт, чем скатиться в пропасть.
При спуске с горы следует начинать торможение значительно, раньше, чем на ровной местности. Надо учитывать также повышенную склонность автомобиля к заносу и скольжению юзом на щебеночной или влажной дороге. Необходимо серьезно продумывать вопрос о спуске по заснеженной или, что еще хуже, по обледенелой дороге. В таких случаях лучше потратить немалое время на обдумывание или даже вообще отказаться от продоложения поездки, чем рисковать и спускаться по- скользкой дороге, на которой невозможно остановить автомобиль. Такой спуск обычно заканчивается катастрофой.