Такси Москвы. Историческая справка

Огромная территория, на которой раскинулся главный мегаполис Российской Федерации, делает востребованными таксомоторные услуги поэтому работа в такси в Москве очень популярна у водителей столицы и многих регионов страны. В городе есть разветвленная сеть общественного транспорта, состоящая из автобусов, троллейбусов, трамваев, метро и маршрутных такси. Но подобные пассажирские транспортные средства не могут дать клиенту достаточный уровень комфорта и скорость доставки в нужную точку. К примеру, в столице России есть четыре аэропорта – Внуково, Домодедово, Шереметьево и Жуковский, откуда ежедневно улетают десятки тысяч пассажиров. Трансфер в аэропорт лучше осуществлять на такси. В этом случае водитель постарается доставить пассажира максимально быстро, к тому же ехать с чемоданом удобнее в автомобиле, чем в автобусе. Единственным препятствием на пути к взлетной полосе может стать сложная дорожная ситуация в Москве. Поэтому важно при заказе такси уточнить ситуацию с пробками на дорогах и возможность их объехать по другому маршруту. По причине высокого спроса современное московское такси может похвастаться большим количеством компаний, получивших государственную лицензию на осуществление подобного рода перевозок. А начиналась история московского таксомотора с одной единственной машины марки Oldsmobile, которую неизвестный владелец осенью 1907 года украсил рекламной надписью: «Извозчик. Такса по соглашению». История не сохранила данных о тарифах этого «первопроходца», но можно смело утверждать, что это было недорогое такси. Газета «Голос Москвы» в своей заметке рассказывала о том, что механический извозчик пользуется популярностью у горожан, которые, впрочем, использовали его скорее, как средство развлечения, чем как транспорт.

МОСКОВСКОЕ ТАКСИ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Первый автомобильный извозчик, рискнувший нарушить гегемонию конных экипажей, в Москве появился на несколько месяцев раньше, чем в тогдашней столице Империи – Санк-Петербурге. Но история гласит, что первое такси в России появилось вовсе не в мегаполисе, а в небольшом городке, входившем тогда в Туркестанское генерал-губернаторство. Это предприниматель Бабахан Нурмухаммедбаев годом ранее в городе Верном решил начать бизнес «на французский манер», предоставляя транспортные услуги на машине марки BERLIET. Однако таксомоторный бизнес в Москве в дореволюционный период сразу же продемонстрировал такой уровень роста, что стало ясно: механическому извозу в этом городе – быть. Вплоть до событий 1917 года многие деловые люди вкладывали деньги в покупку автомобилей для организации индивидуального дела или вхождение в состав компаний, занимающихся извозом. В то время в качестве транспорта использовались в основном французские или немецкие автомобили, их количество в Москве к 1913 году составило почти две с половиной сотни штук. Обыватель полюбил быстрое и недорогое такси, поэтому даже события Первой мировой войны и революционные потрясения не смогли нанести существенный урон данному виду бизнеса. Однако в 1918 году новая московская власть приняла решение о национализации принадлежащих частниками автомобилей, что на тот момент стало крахом для таксомоторных служб.

ТАКСИ МОСКВЫ: ИЗ СОЦИАЛИЗМА В КАПИТАЛИЗМ

Когда в СССР был разрешен на короткое время частный бизнес, многие нэпманы бросились вкладывать деньги в возрождение таксомоторные перевозки. В середине 20-х годов в такси Москвы уже было достаточно много фирм, которые на машинах марок Austro-Daimler, Mercedes или Talbot осуществляли перевозку пассажиров. Оплата осуществлялась по счетчику или, что было чаще, по договоренности между водителем и заказчиком. В 1925 году советская власть решила сделать недорогое такси государственным, поэтому на площади трех вокзалов появились Renault-KZ, специально закупленные во Франции. Всего таких черных машин было приобретено сто двадцать, поэтому разъезжавшие на старых автомобилях частники были обречены. В тридцатых годах в Москве уже было два таксомоторных государственных парка, а подвижной состав стал расширяться за счет приобретения машин марки Steyr или Ford-A и собственных советских легковушек ГАЗ-А, ГАЗ-М1 и ЗИС-101. После войны олицетворением службы такси стали автомобили «Победа» и только в конце 50-х годов на маршрут стали выводить автомобили марки «Волга». В СССР очень долго существовало по-настоящему недорогое такси, ведь тариф, установленный в 1948 году (посадка – 10 копеек, проезд – 1 копейка/0,1 км), просуществовал вплоть до 1977 года. С 1977 года по 19991 год тариф поднялся вдвое, но и такая цена была «по карману» практически любому советскому человеку, поэтому поймать такси зачастую было трудно. После развала СССР такси ушло в свободное плаванье, поэтому нынче царит разнообразие тарифов и качественных показателей в предоставлении услуг.